Фотография - это регистрация Того, Кто стоит за формой...

главная

о фотографии фотоальбомы проекты ландшафты "ТРИВА" об авторе
 
ИСТОРИЯ
УСТАВ
СПРАВКА
ФОТОАЛЬБОМ
ВЫСТАВКИ
ВОСПОМИНАНИЯ
СТАТЬЯ В "СФ"
ИНТЕРВЬЮ
Новокузнецкое отделение Союза журналистов                                                                                               Информационно-аналитический сайт КузПресс


Человек, который ловит мгновения

Мой сегодняшний собеседник известный фотограф Александр Трофимов и его товарищи: Владимир Воробьев и Владимир Соколаев были первыми и единственными диссидентами в Новокузнецке. По крайней мере, таковыми их считали в художественно-интеллигентских и партийно-коммунистических кругах города. Кроме них почетного и опасного звания диссидента, насколько я знаю, никто в наших краях официально не удостаивался.
В 1980 году Трофимов, Воробьев и Соколаев, работавшие тогда в кино-корреспондентском пункте КМК, создали творческую группу "Трива" и очень скоро стали знаменитыми. Их фотографии демонстрировались на выставках в Москве и в странах соцлагеря, печатались в престижных журналах. В родном же городе - точнее, в партийных структурах - их деятельность была признана идеологически вредной и чуть ли не подрывной. И это очень серьезно осложнило их жизнь.
Вообще, это была удивительная история, настоящая драма с напряженным и увлекательным сюжетом. Мы о ней с Александром Трофимовым, естественно, подробно поговорили. Хотя началась наша беседа с другой, банальной, но необходимой темы.

- Саша, ты помнишь, когда тебе в руки впервые попала фотокамера? И когда ты стал фотографировать достаточно регулярно?


- Еще бы не помнить! Это было в декабре 1958 года, когда родители на мой день рождения - мне исполнилось 10 лет - подарили мне фотоаппарат "Смена-2". С этого все и началось. Заниматься фотографией я начал очень упорно, увлекся просто неудержимо. Не было никакого технического оснащения, но это меня не смущало, химикаты, например, разводил в каких-то тарелках. Весь технологический процесс - от проявки пленки до просушки готовых фотографий - освоил довольно быстро...


- А сейчас всей этой технологией занимаешься сам или прибегаешь к помощи специализированных фирм?


- И так, и этак. Есть ряд задач, которые с помощью поточного метода решить невозможно. Скажем, слайды я проявляю сам. И черно-белую - авторскую - фотографию делаю в своей домашней лаборатории. Хотя на Западе, насколько я знаю, фотограф не имеет дела ни с технологией, ни с редактированием, ни с другими составляющими процесса. Его дело - выбрать объект и нажать на кнопку, и все. У нас тоже есть такое разделение труда, правда, пока не очень жесткое, но всему свое время.


- Но в таком случае, на мой взгляд, фотография не может считаться искусством...


- Нет, это заблуждение. Но момент творчества в фотографии - это когда фотограф нажимает на кнопку. Все остальное - технология... Хотя про кнопку - это, конечно, несколько упрощенно. Правильнее, наверное, сказать так - что это