Человек, который
ловит мгновения
Мой сегодняшний собеседник
известный фотограф Александр Трофимов и его
товарищи: Владимир Воробьев и Владимир Соколаев
были первыми и единственными диссидентами в
Новокузнецке. По крайней мере, таковыми их
считали в художественно-интеллигентских и
партийно-коммунистических кругах города. Кроме
них почетного и опасного звания диссидента,
насколько я знаю, никто в наших краях официально
не удостаивался.
В 1980 году Трофимов, Воробьев и Соколаев,
работавшие тогда в кино-корреспондентском
пункте КМК, создали творческую группу "Трива" и
очень скоро стали знаменитыми. Их фотографии
демонстрировались на выставках в Москве и в
странах соцлагеря, печатались в престижных
журналах. В родном же городе - точнее, в
партийных структурах - их деятельность была
признана идеологически вредной и чуть ли не
подрывной. И это очень серьезно осложнило их
жизнь.
Вообще, это была удивительная история, настоящая
драма с напряженным и увлекательным сюжетом. Мы
о ней с Александром Трофимовым, естественно,
подробно поговорили. Хотя началась наша беседа с
другой, банальной, но необходимой темы.
- Саша, ты
помнишь, когда тебе в руки впервые попала
фотокамера? И когда ты стал фотографировать
достаточно регулярно?
- Еще бы не помнить! Это было в декабре 1958
года, когда родители на мой день рождения - мне
исполнилось 10 лет - подарили мне фотоаппарат
"Смена-2". С этого все и началось. Заниматься
фотографией я начал очень упорно, увлекся просто
неудержимо. Не было никакого технического
оснащения, но это меня не смущало, химикаты,
например, разводил в каких-то тарелках. Весь
технологический процесс - от проявки пленки до
просушки готовых фотографий - освоил довольно
быстро...
- А
сейчас всей этой технологией занимаешься сам или
прибегаешь к помощи специализированных фирм?
- И так, и этак. Есть ряд задач, которые с
помощью поточного метода решить невозможно.
Скажем, слайды я проявляю сам. И черно-белую -
авторскую - фотографию делаю в своей домашней
лаборатории. Хотя на Западе, насколько я знаю,
фотограф не имеет дела ни с технологией, ни с
редактированием, ни с другими составляющими
процесса. Его дело - выбрать объект и нажать на
кнопку, и все. У нас тоже есть такое разделение
труда, правда, пока не очень жесткое, но всему
свое время.
- Но
в таком случае, на мой взгляд, фотография не
может считаться искусством...
- Нет, это заблуждение. Но момент творчества в
фотографии - это когда фотограф нажимает на
кнопку. Все остальное - технология... Хотя про
кнопку - это, конечно, несколько упрощенно.
Правильнее, наверное, сказать так - что это
|